|
|
>> оглавление тезисов ENGLISH |
МОНИТОРИНГ ДРЕМОТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВОДИТЕЛЯ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ СИМУЛЯТОРЕ
Дементиенко В.В., Марков А.Г., Шахнарович В.М., *Лаврова Т.М., *Новикова Н.В., *Дорохов В.Б.
ЗАО «Нейроком». *Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Москва
e-mail: vbdorokhov@mail.ru
Сложность исследования изменения субъективных процессов, вызываемых дремотным изменением состояния сознания , требует создания методик, позволяющих одновременно исследовать все три составляющие сонливости: субъективную, поведенческую и психофизиологическую. Объединение в одном исследовательском комплексе автомобильного компьютерного симулятора и компьютерного полиграфа, позволило разработать эффективную методологию для исследования психофизиологических механизмов деятельности человека в экологически адекватной среде.
ИСПЫТУЕМЫЕ: Мужчины со стажем вождения не менее 1 года (n=25). Длительность эксперимента 3-10 часов. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СИМУЛЯТОР: Использовали две программы 1) коммерческая игровая программа «Дальнобойщики-2», 2) программа с движением по простому, почти прямолинейному маршруту, что быстро вызывало развитие монотонии и нарушения деятельности, связанные с возникновением дремотного состояния. Обе программы позволяли сохранять видеофильм с запоминанием параметров дороги и движения автомобиля. Комплектация: компьютерный проектор, руль (с тактильной обратной связью), коробка передач, педали. ПОЛИГРАФИЯ: 57-канальный полиграф SAGURA 2000, фирмы «MKE Medizintechnik GmbH», Германия.. Физиологические показатели: ЭЭГ (3), ЭМГ (1), ЭКГ (1), ЭОГ (2), КГР (2), температура, пульсоксиметрия (SpO2, плетизмограмма, пульс), дыхание (1), движение руки (1), голос. Поведенческие показатели: 1) видеофильм поведения водителя, 2) видеозапись движения автомобиля, 3) звуковая запись диалога водителя и методиста, 4) метки – при прохождении маршрута, которыми методист отмечает важные точки прохождения маршрута и появление значимых событий. Субъективные показатели: Отчет, вопросы, ответы. При совершении ошибок, водитель голосом сообщает причину ошибки. Методист дает рекомендации по маршруту и уточняет причину ошибок. ИНСТРУКЦИЯ: Движение по кольцевому маршруту длительностью 40 - 60 м, обязательное выполнение правил уличного движения: ограничения скорости, правила обгона, предписания светофора и т.д. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ: 1) до и после эксперимента, 2) во время эксперимента, при кратковременных остановках после каждого круга. РЕЗУЛЬТАТЫ. Полученные результаты показывают возможность предсказания появления нарушений деятельности по физиологическим и поведенческим показателям испытуемых и их зависимость от характера ошибок, вызываемых развитием утомления и дремотного состояния.
Работа выполнена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 05-06-06280а) и ЗАО «Нейроком» www.neurocom.ru
MONITORING DRIVER DROWSINESS IN A DRIVING SIMULATOR
*Dementienko V.V., *Markov A.G., * Shakhnarovich V.M.,
Lavrova T.M., Novikova N.V., Dorokhov V.B.
*J-S Co.“Neurocom”. Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology, RAS. Moscow. Russia.
e-mail: vbdorokhov@mail.ru
This research has been fulfilled with support of the Russian Humanitarian Foundation (grant # 05-06-06280а) &
J-S Co.“Neurocom” www.neurocom.ru